В игровой индустрии назревают большие перемены. Недавние новости о закрытии студий Arkane Austin и Tango Gameworks, входящих в состав ZeniMax Media, которая принадлежит Microsoft, шокировали игровое сообщество. Эти студии, известные своими инновационными играми, такими как Dishonored, Prey и Hi-Fi RUSH, казалось бы, должны были стать жемчужинами в короне Xbox Game Studios. Однако Microsoft решила иначе.

По данным Bloomberg и The Verge, решение о закрытии студий было принято в рамках оптимизации расходов и перенаправления средств на более крупные франшизы, такие как Doom и Fallout. Глава Xbox Game Studios Мэтт Бути заявил, что компании нужны небольшие игры, приносящие престиж и награды, но, видимо, финансовые результаты оказались важнее перспектив долгосрочного сотрудничества.

Особенно удивительным выглядит закрытие Tango Gameworks, чья игра Hi-Fi RUSH, выпущенная в прошлом году, получила признание критиков и привлекла более 3 миллионов игроков за 4 месяца. Студия уже работала над сиквелом и планировала расширение, но эти планы были перечеркнуты.

Закрытие части Arkane Studios в Остине также вызывает вопросы. Несмотря на провал их последней игры Redfall, студия собиралась вернуться к созданию однопользовательских иммерсивных симуляторов и работала над новой частью Dishonored. Однако и это не спасло ее от закрытия.

Эксперты отмечают, что игровое подразделение Microsoft переживает не лучшие времена. Продажи консолей падают, а ставка на сервис подписки Xbox Game Pass пока не оправдывает себя. В этих условиях компания вынуждена сокращать расходы и концентрироваться на проверенных блокбастерах.

Но проблемы не ограничиваются Microsoft. Волна увольнений и закрытий студий прокатилась по всей игровой индустрии. Более 8000 человек потеряли работу только за первые месяцы 2024 года. Крупные издатели, такие как Take-Two, Sony, Electronic Arts и Ubisoft, также проводят оптимизацию и избавляются от всего, что не приносит быстрой прибыли.

Эксперты связывают эти процессы с “похмельем” после бума видеоигр во время пандемии. Компании скупали студии в надежде на бесконечный рост, но теперь вынуждены резать косты. Страдают в первую очередь небольшие творческие коллективы, создающие уникальные проекты.

Ситуация ставит под вопрос будущее игровой индустрии. Если крупные издатели будут гнаться только за быстрыми деньгами, то кто будет создавать инновационные игры, двигающие медиум вперед? Разработчики, в свою очередь, теряют уверенность в завтрашнем дне и мотивацию работать на таких “покровителей”.

К сожалению, ситуация с закрытием студий и увольнениями в игровой индустрии – не единичный случай. Похожие процессы происходили и раньше.

Например, в 2017 году Electronic Arts закрыла студию Visceral Games, известную по серии Dead Space, в самый разгар работы над новой игрой во вселенной “Звездных войн”. Проект, известный под кодовым названием Ragtag, был совсем не похож на типичные игры EA. Это был линейный однопользовательский экшен с упором на сюжет в духе Uncharted. Но издатель решил, что такой формат не принесет достаточно денег, и закрыл студию, перезапустив разработку с нуля.

Другой пример – история студии Telltale Games, создавшей уникальный жанр интерактивного кино с играми по мотивам “Ходячих мертвецов”, “Игры престолов” и “Волка среди нас”. В 2018 году студия внезапно закрылась, оставив более 200 человек без работы. Причиной стало то, что уникальная формула Telltale быстро приелась игрокам, а создание сюжетно-ориентированных игр оказалось слишком дорогим и долгим процессом.

Даже японская Nintendo, известная бережным отношением к своим франшизам и разработчикам, не избежала подобных ситуаций. В 2014 году была расформирована студия Project H.A.M.M.E.R, работавшая над новой игрой в серии Star Fox. Причиной стали творческие разногласия и неудовлетворительное качество проекта.

Эти примеры показывают, что проблема не только в погоне за быстрой прибылью, но и в несовпадении видения между разработчиками и издателями, в завышенных ожиданиях и неготовности рисковать. Крупные компании часто не дают студиям достаточно времени и свободы для реализации идей, требуя следовать проверенным шаблонам.

С другой стороны, независимые студии, не имеющие за спиной крупных издателей, регулярно сталкиваются с проблемой недофинансирования и вынуждены полагаться на краудфандинг и поддержку игроков. Далеко не всем удается выжить в таких условиях.

Все это создает неблагоприятную среду для творчества и инноваций в игровой индустрии. Разработчики оказываются меж двух огней – творческой свободой и финансовой стабильностью. А игроки получают или очередные клоны популярных игр, или многообещающие, но нереализованные концепты.

Закрытие Arkane Austin и Tango Gameworks – не первый случай, когда Microsoft расформировывает свои студии. За более чем 20-летнюю историю Xbox в составе Microsoft многие коллективы разделили эту печальную участь.

Одним из самых громких было закрытие студии Lionhead в 2016 году. Студия, основанная легендарным Питером Молиньё и подарившая миру серию Fable, работала над амбициозной Fable Legends. Но после нескольких лет разработки Microsoft внезапно свернула проект и распустила команду.

В том же году прекратила существование датская студия Press Play, известная инновационной головоломкой Max: The Curse of Brotherhood. Студия так и не успела выпустить свой второй проект Knoxville, который выглядел весьма многообещающе.

Годом ранее Microsoft избавилась сразу от двух студий – британской Lift London и канадской Microsoft Vancouver. Первая работала над амбициозными играми для HoloLens, но так и не добилась значимых результатов. Вторая, ранее известная как Black Tusk Studios, безуспешно пыталась возродить серию Gears of War.

Еще одной жертвой реорганизации стала Microsoft Game Studios Vancouver, создавшая серию спортивных аркад NBA Inside Drive и NFL Fever. Студия была закрыта в 2009 году в рамках сокращения издержек.

Наконец, нельзя не вспомнить о судьбе Ensemble Studios, подарившей миру легендарную серию стратегий Age of Empires. Несмотря на огромный успех игр, в 2009 году Microsoft приняла решение закрыть студию, сославшись на желание сосредоточиться на других проектах.

Конечно, не все закрытия были одинаково трагичны. Некоторые студии, как Bungie или Twisted Pixel, просто выкупили свою независимость у Microsoft и продолжили работу самостоятельно. Другие, как Team Dakota, создавшая Project Spark, были расформированы из-за низкой популярности своих проектов.

Но в целом история взаимоотношений Microsoft с внутренними студиями полна взлетов и падений. С одной стороны, компания дала путевку в жизнь многим талантливым командам и профинансировала создание культовых игр. С другой – нередко принимала спорные решения, руководствуясь краткосрочной выгодой, а не долгосрочным видением.

Остается надеяться, что в будущем Microsoft будет более рачительно относиться к своим студиям и даст им возможность реализовать свой творческий потенциал. Ведь именно уникальные и инновационные игры, а не бесконечная эксплуатация старых брендов, делают Xbox особенной платформой и привлекают преданных фанатов.

  • Hamster Kombat: Полный гайд по шифрам и комбо-картам для начинающих и опытных игроков — 01/07/2024 16:43
  • Волшебный бум в Подмосковье: появление второй хижины Хагрида — 01/07/2024 15:52
  • Цифровая революция в бизнес-коммуникациях: как технологии меняют взаимодействие с клиентами — 01/07/2024 14:44

Подпишись на канал Digital Report в Telegram

Arkane Studios Bethesda Microsoft Tango Gameworks Xbox Xbox Game Studios ZeniMax Media игровая индустрия